Додекафо́ния (от греч. δώδεκα — двенадцать и греч. φωνή — звук) — техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»[1]. Додекафонные методы сочинения музыки были разработаны представителями «нововенской школы» в начале 1920-х годов, однако интуитивно к идее использования рядов неповторяющихся звуков ранее подошли А.Н. Скрябин, Н.А. Рославец, Е. Голышев, Н. Обухов и ряд других композиторов XX века. Наибольшее значение приобрели методы Арнольда Шёнберга и Йозефа Маттиаса Хауэра.

Сущность шёнберговского метода додекафонии состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счёте из единственного первоисточника — избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков называется серией.

Хауэр с 1912 года разрабатывал свой метод независимо от Шёнберга. Этот метод, существенно отличающийся от шёнберговского, основан не на сериях, а на так называемых тропах — 44 двенадцатитоновых комплексах, каждый из которых состоит из двух взаимодополняющих шестизвучий. Эти шестизвучия могут рассматриваться и как звукоряды, и как аккорды. Известно, что Хауэр увлекался историей древнего Китая, в котором в определённый период его развития насчитывалось 44 провинции. Некоторые музыковеды считают, что именно этот факт и сыграл ключевую роль в создании учения о тропах. Но достоверного подтверждения этому нет.