Академическая электронная музыка[1][2][3][4] (англ. Academic electronic music[5][6], Electronic art music[7][8][9][10]) — вид академической музыки, при создании и исполнении которой используются электронные музыкальные инструменты и технологии.

В кругу профессиональных музыкантов «академической электронной музыкой»[1][11] называют творения наиболее известных композиторов, работавших в сфере музыкального авангарда, экспериментальной и альтернативной музыки («электроакустической», «конкретной», «акусматической», «спектральной», «стохастической», «компьютерной» и т. д.) — Эдгара Вареза, Пьера Шеффера[12], Макса Мэтьюса, частично Генри Коуэлла, Милтона Бэббитта, Анри Пуссёра, Джона Кейджа[2], Эдуарда Артемьева, Софью Губайдулину, Эдисона Денисова, Шандора Каллоша, Михаила Чекалина.

Наиболее корректно термином «академическая электронная музыка» обозначать ту серьёзную интеллектуальную (концептуальную) музыку, которая в значительной степени опирается на лучшие традиции академической школы, а также на передовые современные электронные и компьютерные технологии. К композиторам, работавшим в этом жанре, относятся Лучано Берио, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Дитер Кауфман, частично Дьёрдь Лигети, Луиджи Ноно, Бруно Мадерна, Пьер Булез, Янку Думитреску и др.

Развитие академической электронной музыки привело к появлению на рубеже 1960—1970-х годов различных форм популярной электронной музыки, от индастриала, краут-рока (Kraftwerk, Tangerine Dream, Klaus Schulze и др.) и спейс-рока до эмбиента, нойза и синти-попа.